RuEn  
Атлантида
 

Экспорт российской курятины активно растет

Назад к списку всех новостей

13 апреля, 2011

На фоне благоприятного развития отрасли птицеводства, а также значительного сокращения зависимости от импорта мы вполне естественно наблюдаем увеличение показателя экспорта мяса птицы. Так, если по итогам 2009 года мы отправили в другие страны 7,6 тыс. тонн, то уже в 2010 году этот показатель выше в 2,5 раз - 19,7 тыс. тонн. За два месяца 2011 года на внешний рынок было предложено 2,5 тыс. тонн российского мяса птицы, в сравнении с аналогичным периодом 2010 года это больше на 47%, 2009 года - в 8 раз. Напомним, что по итогам 2010 года отечественные производители обеспечили рынок 2,8 млн. тонн мяса птицы, превысив уровень предыдущего года на 11%. В 2011 году ожидается рост показателя на уровне 10% до отметки в 3,2 млн. тонн. В то же время объем импорта упал на 31% до отметки в 661 тыс. тонн. В 2011 году этот показатель будет еще ниже, учитывая, что объем тарифных квот на текущий год сократили более чем в 2 раз - с 780 тыс. тонн в 2010 году до 350 тыс. тонн в 2011 году. В этой связи эксперты ожидают увеличение показателя по экспорту в текущем году в 3-4 раза. Основной экспортный упор придется на регионы, у которых есть остатки продукции и проблемы с реализацией.

График 1. Динамика объема экспорта товарной группы ТН ВЭД 0207 «Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы свежие, охлажденные или замороженные» с января 2009 года по январь 2011 года, тонн.

График 2. Динамика объема импорта товарной группы ТН ВЭД 0207 «Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы свежие, охлажденные или замороженные» с января 2009 года по январь 2011 года, тонн

На текущий момент вся структура российского экспорта мяса птицы в натуральном выражении по видам практически представлена куриными тушками, частями тушек и их субпродуктами. Причем основное место отведено именно субпродуктам – 93%. Хотя еще в 2009 год основная доля приходилась на куриные неразделанные тушки - 66%, сейчас этой товарной группе принадлежит всего лишь 1,4%. Экспортируем мы куриную продукцию, мясо других птиц представляет собой довольно незначительный объем – в 2009 году 104 кг, в 2010 году – 74,6 тонн.

Таблица 1. Объем экспорта мяса птицы согласно видам продукта по итогам января-февраля 2011 года, сравнение показателя с предыдущими годами, тонн

За первые два месяца текущего года порядка 58% (1,4 тыс. тонн) от общего показателя экспортных поставок мяса птицы по итогам двух месяцев 2011 года было отправлено в Гонконг, вся продукция представляет собой товарную группу "субпродукты". На втором месте находится Вьетнам - эта страна импортировала 25% (или 617 тонн), в Китай отправилось 11% (или 263 тонны).

Максимальный объем отечественной продукции по итогам 2010 годы был реализован в следующих направлениях: Гонконг (41% или 8,1 тыс. тонн), Вьетнам (34% или 6,7 тыс. тонн), Казахстан (9% или 1,7 тыс. тонн), и Абхазия (6% или 1,2 тыс. тонн). По итогам 2010 года во Вьетнам Россия отправила субпродукты (67%) и замороженные куриные ножки (32%). Вся продукция, которая отправилась я в Гонконг, представляет собой субпродукты. В Казахстан и Абхазию в 2010 году направился практически весь спектр экспортируемой нами продукции.

Таблица 2. Объем экспорта российского мяса птицы в разрезе стран-импортеров по итогам 2010 года, тонн

Уже сейчас активно ведется поиск стран для расширения экспортных поставок. По поручению вице-премьера правительства Виктора Зубкова Минэкономразвития и МИД опросили торговых партнеров России на предмет заинтересованности в отечественной птицеводческой продукции. Свою заинтересованность высказали несколько европейских стран, а также страны Ближнего и Среднего Востока. Наиболее перспективными рынками сбыта эксперты считают страны СНГ, Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-Восточной Азии. Проявляют интерес и африканские страны, в том числе Египет. Однако эти страны интересуются продукцией, которая в нашей стране пользуется очень хорошим спросом - куриные ножки. Недавно обсуждался вопрос об открытии рынка Канады для российского мяса птицы. В Канаде этот вопрос собираются тщательно обдумать и провести инспекцию потенциальных российских поставщиков. Однако сотрудничество выглядит сейчас маловероятным. Во-первых, нашей продукции необходимо пройти инспекцию ветеринарной службы Канады. Отметим, что иностранные ветеринары, преимущественно из стран Европы, в последние годы регулярно посещают российские птицеводческие предприятия, но до сих пор ни одно из них не получило разрешения на поставки продукции на рынок Евросоюза. Во-вторых, значительное расстояние меду странами делает российское мясо птицы неконкурентоспособным из-за расходов на доставку. В-третьих, доступ российского мяса птицы в Канаду возможен после межгосударственного согласования внутри организации НАФТА (North American Free Trade Area — североамериканская зона свободной торговли), членом которой является Канада.