|
На рынке свинины складывается неоднозначная ситуация, считают аналитики
← Назад к списку всех новостей
31 августа, 2021
По словам генерального директора Национального Союза свиноводов (НСС) Юрия Ковалева, еще в 2012 году Россия была импортером свинины №1, однако 2018 год стал переломным: страна вышла на уровень самообеспеченности по этому виду мяса. В 2019-м объем экспорта превысил объем импорта, а еще через год Российская Федерация вошла в ТОП-10 поставщиков свинины на мировой рынок.
АБ-Центр подсчитал, что за последние пять лет производство всех видов мяса в России выросло на 1,7 млн тонн (+18%). В прошлом году оно достигло 11,2 млн тонн (+3,4% год к году) — в основном за счет свинины (+ 8,9%). При этом выпуск птицы и говядины увеличился на 0,3%, а баранины — на 0,9%. Экспертно-аналитический центр объясняет такую картину высвобождением существенной доли рынка, ранее занятой импортной продукцией (в прошлом году импорт свинины практически сошел на нет).
Падение цен и рост потребления
Юрий Ковалев уточнил, что по итогам 2020 года в России было произведено 5,5 млн тонн свинины в живом весе, где 4,8 млн тонн получено на крупных предприятиях. Годовой прирост составил 445 тысяч тонн в живом и 350 тысяч тонн в убойном весе. Объем выпуска свинины на предприятиях «горячей двадцатки» по версии НСС увеличился на 476 тысяч тонн, а их доля рынка — на 3% (до 71%).
За шесть лет ежегодное потребление свинины в России увеличилось более чем на 0,7 млн тонн из-за продолжительного снижения цен (в I полугодии 2020 года в оптовом звене оно оставило 10%). С началом пандемии COVID-19 тому способствовали дополнительные факторы: закрытие выездного туризма, денежные выплаты населению и формирование денежных запасов из-за отсутствия расходов на предметы длительного пользования в условиях экономической неопределенности.
В итоге к концу минувшего года потребление свинины в России выросло на 4,4% — до 4 млн тонн. В то же время потребление говядины в 2020 году сократилось до 1,8 млн тонн (–2,1%), а потребление птицы — до 4,9 млн тонн (–1,3%).
Падение цен стало серьезным испытанием для отрасли, подчеркнул Юрий Ковалев: за год 10% могли вылиться в потерю порядка 50 млрд рублей, но к началу текущего года средняя оптовая цена свинины вернулась на уровень 2019-го. Потребление выросло примерно на 173 тысячи тонн — до 27,9 килограмма на душу населения в год, причем сегмент свинины стал единственным, где прослеживался этот процесс.
В целом годовое потребление мяса в 2020-м составило 76,5 килограмма на человека. Доля свинины, которая увеличивалась в течение пяти лет, увеличилась до 36%.
Внешние рынки: требуется диверсификация экспорта
С 2018 года одним из самых мощных стимулов наращивания производства свинины стал экспорт. Руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов объяснил, что Россия вышла на новые рынки — прежде всего, в Азии, где многие страны ощутили удар по свиноводству от распространения АЧС в 2018–2020 годах.
Российский экспорт продукции свиноводства вырос на 90% — до более чем 206 тысяч тонн ($344 млн), где на 118% увеличилась доля мяса и составила 65% общего объема. Объем поставок свиных субпродуктов увеличился на 45% за счет восстановления спроса со стороны Гонконга и Вьетнама.
По данным НСС, экспорт во Вьетнам вырос почти в шесть раз: до 63,4 тысячи тонн. Россия и Бразилия практически в равных долях в прошлом году обеспечили почти 50% поставок свинины на этом направлении. Важную роль сыграли Монголия (+137%, 3,6 тысячи тонн) и Казахстан (+406%, 4,9 тысячи тонн). В прошлом году половина в структуре внешних поставок приходилась на страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а в январе–апреле 2021 года их доля увеличилась до 65%, сообщил Андрей Дальнов.
В отчете НСС зафиксировано, что российскую свинину в прошлом году закупали импортеры из 20 стран, где более 85% (178 тысяч тонн) приходилось на Вьетнам, Гонконг, Украину и Беларусь. Для снижения рисков требуется диверсификация экспорта.
На рынки Азии активно выходят новые игроки. Андрей Дальнов предсказывает, что их освоение продолжится, пока страны-импортеры не восполняют потери от АЧС до уровня 2017–2018 годов, то есть это самый перспективный регион с точки зрения логистики и спроса для развития системы внешних поставок. Сейчас его доля импорта свинины в мировом масштабе составляет 70%. Если Россия добьется выхода на рынок Китая, то объем экспорта свинины по итогам 2021 года может вырасти на более чем 50% и превысить 300 тысяч тонн. В прошлом году на китайский рынок было отгружено 32% всей экспортированной свинины в мире.
Еще один перспективный регион — Африка, утверждает Дальнов. В январе–апреле поставки отечественной свинины на этот континент увеличились в 25 раз — до 674 тонн. Сейчас страны Африки закупают немногим менее 1% этого вида мяса в структуре российского экспорта, но в ближайшие годы их доля может увеличиться до 3–5%.
Изменчивая конъюнктура: снаружи и внутри
В то же время АБ-Центр акцентирует внимание на неоднозначности перспектив. В I квартале 2021 года в отечественной мясной индустрии наблюдался минимальный прирост за последние 10 лет. Производство всех видов мяса в убойном весе составило 2,5 млн тонн (–2,2% в годовом исчислении). Аналитики объясняют это явление подорожанием кормов и высокой степенью насыщения внутреннего рынка.
Юрий Ковалев подтвердил наблюдения коллег и выразил опасение, что из-за роста затрат на корма маржинальность бизнеса может не только кратно снизиться, но и перейти в отрицательную зону. При этом он ожидает, что во II полугодии 2021 года цены на свинину будут снижаться, что стимулирует увеличение загрузки производственных активов и наращивание экспорта.
В I полугодии 2021 года суммарный прирост выпуска свинины в России составил всего 2,1% — это самый низкий показатель за последние 10 лет. Основным препятствием стала эпизоотическая ситуация по АЧС.
Согласно прогнозу НСС, по итогам текущего года производство вырастет на (150–170 тысяч тонн в убойном весе). Россия больше не импортирует свинину — следовательно, резервов по снижению ее ввоза нет. Предложение выросло, ресурсов дальнейшего повышения спроса нет, рассуждает Юрий Ковалев, а, значит, отпускная цена свинины по идее должна снизиться до 95 рублей за килограмм, но с учетом совокупности других факторов она может установиться на уровне 105–110 рублей за килограмм.
Конкуренция экспортеров во Вьетнаме и Гонконге нарастает, добавил он, а отсутствие доступа на китайский рынок означает, что даже при позитивном сценарии экспорт останется на уровне 200 тысяч тонн плюс-минус 10%, то есть существенного роста ожидать не приходится. В первом полугодии объем поставок увеличился на 16% за счет Вьетнама: темп прироста заметно упал в сравнении с прошлым годом.
По данным НСС, потребление свинины по итогам первого полугодия продолжает расти (+1,5%), хотя темпы роста кратно ниже, чем в первом полугодии 2020 года (+5,2%). Высокий уровень внутреннего потребления свинины, который сформировался под действием COVID-19, не теряет актуальности. Самообеспеченность свининой достигла 100%. Внутреннее производство растет, конкурентная среда становится более плотной, поэтому оптовые цены должны снижаться или как минимум не повышаться, считает Ковалев.
Процессы, происходящие на рынке зерна, гарантируют удорожание сырья для кормов до более чем 15 тысяч рублей за тонну с учетом НДС. Смена стратегии с импортозамещения на экспансию на внешних рынках предполагает ужесточение конкуренции с ведущими поставщиками мира — прежде всего в Юго-Восточной Азии. Сочетание всех этих факторов требует повышения эффективности производств, конкурентоспособности продукции и отрасли в целом. Генеральный директор агрохолдинга «Юбилейный» Сергей Мамонтов высказал мнение, что крупной точкой роста станет производство мясных полуфабрикатов категории fresh. Кроме того, ведущие игроки вновь заговорили о необходимости государственной поддержки отрасли.
|